Компании: | 22 905 |
Товары и услуги: | 17 642 (+10) |
Статьи и публикации: | 1 432 (+1) |
Тендеры и вакансии: | 266 |
Снижение цены аттестации ниже экономически обоснованной приводит к тому, что уже на стадии проведения тендеров закладывается проведение аттестации рабочих мест по «упрощенной схеме», не отвечающей установленным требованиям: отказ от измерений производственных факторов или «бумажное» измерение, оценка травмобезопасности и обеспеченности средствами индивидуальной защиты «под копирку», без обследования и другие упрощения.
Манипуляции с ценами на рынке услуг в области охраны труда, в частности при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения - далеко не редкость. Относительно этой проблемы на I Всероссийском съезде аттестующих организаций, который прошел 9 декабря 2010 г. в Москве, свое мнение высказал замминистра здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов: «В моей практике встречались факты, когда аттестацию трех рабочих мест провели за 89 тыс. руб. И это в бюджетной организации. А потом заявляют, что у них не хватает денег на текущую деятельность, а на такие вот абсурдные вещи находятся! А кто-то, наоборот, готов за 300 руб. проводить аттестацию сложнейших рабочих мест. Такая мешанина должна быть прекращена».
Каково же реальное положение дел и сколько на самом деле стоит аттестация? Единого государственного стандарта по определению трудозатрат и принципов расчета цены за оказание услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда не существует. Сама услуга по аттестации рабочего места имеет несколько составляющих: инструментальные измерения, лабораторные исследования, экспертные оценки, другие виды расчетов и подготовка отчетной документации.
Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» как лицо бизнес-сообщества, представляющего эти услуги, определила основные подходы и разработала соответствующие стандарты, однако соблюдают их исключительно члены данной организации, да и то не все и не во всех случаях. Рынок есть рынок, и на нем всегда найдется тот, кто будет предлагать демпинговые цены, оказывать услуги на бумаге, заниматься «обналичкой», прикрываясь формальным оказанием услуг в области охраны труда. Но вернемся к вопросу цены.
Эксперты саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» провели анализ тендеров, в которых приняли участие 243 компании, оказывающие услуги по аттестации рабочих мест.
Посмотрим на обобщенные результаты анализа:
- средняя стоимость 1 РМ по предложению заказчика по всем лотам - 2407 руб.;
- максимальная стоимость 1 РМ по предложению заказчика по всем лотам - 6033,9 руб.;
- минимальная стоимость 1 РМ по предложению заказчика по всем лотам - 660 руб.;
- минимальное предложение за 1 РМ участниками конкурсов (аттестующими организациями) - 299 руб.;
- максимальное снижение цены (раз) участниками конкурсов (аттестующими организациями) - 5,8 раза.
Итак, мы видим, что цены на предоставляемые услуги по аттестации рабочих мест в процессе проведения тендеров снижались практически в 6 раз. Как такое возможно? Ценообразование - процесс сложный, включающий множество факторов, учитывающий специфику производства конкретного продукта или услуги, реагирующий на состояние, насыщенность рынка и т.д. Однако есть и всем известные факторы формирования цены:
- цена услуг должна соответствовать экономически обоснованным расходам на их оказание;
- в цену должны включаться налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Аттестация рабочих мест - сложный инженерный процесс, включающий в себя многочисленные действия с применением дорогостоящего оборудования и имеющий достаточно высокую себестоимость. Экономически обоснованные расходы при проведении аттестации рабочих мест включают в себя многочисленные затраты. Здесь и оплата труда высококвалифицированных специалистов, которые должны проходить обучение и повышать уровень своего профессионализма, стоящие недешево. Включаем в этот список оплату труда вспомогательного персонала - юристов, бухгалтеров, менеджеров, секретарей, директора и т.д. Далее следуют измерения, лабораторные исследования, экспертные оценки, подготовка отчетных документов, содержащие расходы на закупку оборудования и расходных материалов, что существенно увеличивают стоимость проведения работ и оказания услуг. А есть еще техническая и приборная база, которая должна поддерживаться и амортизироваться, а в идеале - обновляться и становиться высокотехнологичной, как требует того государство. Прибавим затраты на метрологическое обеспечение, на проверку и ремонт оборудования, использование которого непосредственно связано с оказанием услуг. Приплюсуем затраты на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества. Добавим командировочные и транспортные расходы. А еще есть актуализация нормативно-правовой базы, закупка и поддержка программного обеспечения, да и затрат на общехозяйственные нужды никто не отменял.
Учитывая все перечисленные затраты и наблюдая в результате проведенного анализа минимальное по стоимости предложение аттестации одного рабочего места за 299 руб., очевидным становится противоречие между расходами и ценой за услугу. Предположим, такую аттестацию провели, тогда сразу возникает вопрос к качеству оказанной услуги. А если учесть, что в данную цену включены все необходимые выплаты по налогам и сборам, такое предложение выглядит очень сомнительным.
Однако работодателя, который по закону несет ответственность за проведение аттестации рабочих мест, это не смущает. Выступающий в правовых отношениях с аттестующими организациями как заказчик, в большинстве своем он по разным причинам не имеет возможности адекватно оценить реальную стоимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Об этом говорит разброс цен, предлагаемых заказчиками на тендерах, от 660 руб. до 6033,9 руб. - это практически в 10 раз! Возникает такое ощущение, что стоимость берется «с потолка» либо по договоренности с предполагаемым исполнителем работы.
Если оценить весь процесс аттестации рабочего места по трудозатратам и определить, сколько времени занимает аттестация одного рабочего места, то становится ясно, что это ни в коей мере не может стоить 300 руб. Например: возьмем рабочее место на производстве. Специалист выезжает на предприятие (а это не всегда соседний офис), как правило, время в пути - от одного часа до 48 ч. Придя на рабочее место, он расчехляет и готовит нужное оборудование, по времени это занимает от 15 мин., производит все измерения на рабочем месте, что занимает от часа и более в зависимости от степени сложности рабочего места, проводит осмотр и описание рабочего места, а также опрос работников - не меньше 15 мин. В дальнейшем предстоят проведение расчетов и подготовка отчетных документов, которые тоже займут не менее часа на одно рабочее место.
А если нужны специальные виды исследований, специальное оборудование, привлечение узкопрофильных экспертов? Как, например, в угольной промышленности, когда замеры проводятся в шахтах, в агрессивной среде, с использованием взрывозащищенного оборудования. Затем весь процесс частично повторяется еще один раз, ведь оценка микроклимата должна производиться в холодный и теплый периоды. Просто диву даешься, как это можно сделать за 300 руб.!
Действительно, «жесткий демпинг» - серьезная проблема на рынке услуг в области охраны труда, так как проверить работу таких исполнителей некому, специально этим никто не занимается. Пока система контроля и надзора устроена таким образом, что она реагирует на жалобу или сигнал. Еще одной проблемой, которая видна невооруженным взглядом, стало то, что многие работодатели относятся к аттестации рабочих мест халатно и допускают аттестацию, не отвечающую установленным требованиям (отказ от измерений производственных факторов или «бумажное» измерение, оценка травмобезопасности и обеспеченности СИЗ «под копирку», без обследования и другие упрощения). Причем явными поклонниками дешевизны являются, как ни странно, бюджетные организации, которые таким образом просто выбрасывают деньги на ветер. Замминистра здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов такую организацию работ расценил «как нецелевое использование бюджетных средств», а это наказуемо, и не только административно.
Поражает и неинформированность работодателя, порой он даже не представляет, что аттестация рабочих мест включает обязательные и строго регламентируемые этапы, объем и качество выполнения которых и определяют достоверность аттестации рабочих мест в целом. Многие относятся к аттестации рабочих мест как к преграде, мешающей им работать, тормозящей развитие бизнеса. Основным критерием выбора аттестующей организации становится минимальная цена. Редкий случай, когда в конкурсной документации встречаются требования к аттестующей организации представить доказательства соответствия итогов аттестации установленным требованиям (заключение государственной экспертизы условий труда, независимой экспертизы) или предоставления гарантий на безвозмездное устранение нарушений.
Средняя стоимость предложений от заказчиков аттестации рабочих мест, приведенная в обобщенном анализе, составляет 2407 руб. На съезде аттестующих организаций Владимир Савинов, исполнительный директор саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы», в которой состоят 120 компаний, работающих на рынке услуг в области охраны труда, представил основную задачу для участников рынка - формирование кодекса поведения и напрямую затронул вопрос формирования цены. По мнению профессионального сообщества, интересы которого он представляет, адекватная и соответствующая трудозатратам цена составляет от 2000 руб. за аттестацию одного рабочего места. Конечно, с учетом определенной специфики того или иного рабочего места, в зависимости от сроков и объемов работ цены меняются, но эти колебания не должны носить манипуляционный характер.
Безусловно, в условиях свободного рынка работодатель и аттестующая организация в каждом реальном случае найдут компромисс. Однако нужно четко понимать, что снижение цены аттестации ниже экономически обоснованной приводит к тому, что уже на стадии формирования условий тендеров закладывается проведение аттестации рабочих мест по «упрощенной схеме». К такому же результату приводят тендеры, в которых компания-заказчик указывает, прямо скажем, фантастические сроки исполнения работ. Известен пример, когда авторитетнейший российский многопрофильный исследовательский институт обозначил в своей конкурсной документации проведение аттестации 2500 рабочих мест за 20 дней! Это притом, что деятельность таких организаций специфична, я бы даже сказал, уникальна.
Этот случай далеко не единичный, когда уважаемые, серьезные организации «не ведают, что творят» в вопросах охраны и условий труда, в частности аттестации рабочих мест. Но, как известно, «незнание не освобождает от ответственности», впервые эту ответственность предложено разделить между работодателем и аттестующей организацией. Это четко обозначил Александр Львович Сафонов, когда с трибуны Первого Всероссийского съезда аттестующих организаций сообщил всем присутствующим в зале руководителям аттестующих организаций об их персональной административной и уголовной ответственности за оказанные услуги в области аттестации рабочих мест.
Реформирование системы в области охраны труда затронуло не только работодателей и аттестующие организации, государством принято беспрецедентное решение - закрыть доступ к проведению аттестации рабочих мест государственным учреждениям всех уровней, чтоб исключить поводы для возникновения коррупции и лоббирования интересов. Принятые Минздравсоцразвития России меры позволят включить рыночные механизмы для полноценного развития рынка в данном сегменте, а это, в свою очередь, сподвигнет аттестующие организации и работодателей со всей ответственностью относиться не только к вопросу цены, а еще и к качеству оказываемых услуг.
О.А.Косырев
Директор
ЗАО «Клинский институт охраны
и условий труда «ОЛС-комплект»,
председатель
Совета саморегулируемой организации
Некоммерческое партнерство
«Национальное общество аудиторов
трудовой сферы»